Нарушение вида разрешенного использования земельного участка (ВРИ) — в 2019 году

🕒

Земельный участок обладает особой ценностью среди прочего возможного имущества. Важно понимать, что при оформлении недвижимости в собственность на хозяина накладывается определенные обязательства, связанные с целевым использованием приобретенной площади.

Для регулирования деятельности собственника существует отдельные статьи в нормативно-правовой системе страны. В случае нарушения их аспектов гражданин будет привлечен к административной ответственности с последующим наложением штрафных санкций.

Важно понимать нюансы допустимой деятельности и тонкости возможных изменений, так как наказание может иной раз приобретать значительные суммы.

Определение понятий

В положениях статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земельного участка устанавливается на основании принадлежности к той или иной группе и статуса к эксплуатации. В приказе Минэкономразвития РФ № 540 в точности определяются наименования категорий разрешенного использования и варианты, в соответствии с которыми является возможным использование земли.

С начала 2019 года все подобные виды рассматриваются и утверждаются лишь Классификатором. До этого такую власть могли применять и органы местного самоуправления. Но вследствие их деятельности произошло существенное расширение вариантов по содержанию правовых режимов в отношении земли, что повлекло за собой возникновение неточностей и путаницы.

Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

Нормы закона о нарушении вида разрешенного использования земельного участка

Статья 8.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ определяет основные моменты, касающиеся нарушения вида разрешенного использования земельного участка.

Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению

В соответствии с аспектами данного закона виновные лица несут административную ответственность. В частности, они привлекаются к уплате административного штрафа. При этом суммы зависят от статуса лица, а также от кадастровой

стоимости участка

.

Для рассмотрения общих положений о недвижимости и возможных нюансах стоит обратиться к актуальным положениям Земельного кодекса РФ.

Какая грозит ответственность

Что касается наказаний за совершение нарушения вида разрешенного использования земельного участка, то они опираются на регламент статьи 8.8 и 23.21 КоАП РФ.

Статья 23.21. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор

По положениям данных актов в случае несоответствия деятельности владельца участка, назначение которого основывается на сельскохозяйственном секторе, на него возлагаются следующие последствия:

Физическое лицо Обязано уплатить штраф от 0,5 до 1% кадастровой стоимости. При этом совокупный размер не может быть менее 10 тысяч рублей.
Должностные лица Для них такая сумма повышается – от 0,5% до 1,5%, минимальная сумма – 20 тысяч рублей.
Юридические лица Их привлекают к ставке от 1,5 до 2%, но как минимум – 100 тысяч рублей.

Помимо финансового взыскания, виновнику предоставляется предписание, в котором отражены основные пункты требований, устанавливающих обязательство привести земельные участки в первоначальный вид – на данную операцию отводится ограниченный период.

По его окончании специальная комиссия в лице сотрудников администрации осуществляет повторную проверку объекта правонарушением, после чего оформляется новый акт по выведенным данным. Результаты процедуры позволяют окончательно признать решение администрации реализованным или же привлечь ответственных к дополнительным мерам в случае неудовлетворительного исполнения первоначального вывода.

Наказание за рецидив

Не для всех виновных лиц считается достаточным первое взыскание – многие нарушители повторно с полным осознанием последствий идут на противоречие с законом.

В таких ситуациях законодательством предусмотрена повышенная мера наказания:

Физические лица Привлекают к уплате штрафа от 20 до 50 тысяч рублей.
Должностные лица Должны уплатить от 100 до 200 тысяч рублей.
Организации Ставка в данном случае уже достаточно значительна – от 200 до 400 тысяч рублей.

Стоит учитывать, что подобные меры взыскания являются актуальными не только в случае повторной реализации нарушения, но и при игнорировании решения административных органов.

Поэтому при возникновении предпосылок к нарушению установленных предписанием сроков, нарушитель должен обратиться в соответствующие структуры с заявлением о предоставлении отсрочки перед проведением повторной проверки комиссией. При этом в запросе необходимо отразить уважительные причины несоответствия пунктам решения, по которым уполномоченные сотрудники смогли бы принять документ к рассмотрению.

Дополнительно при возникновении рецидива и получении повторного предписания нужно понимать, что нарушение закона в третий раз будет рассматриваться уже в ходе судебного разбирательства.

В таком варианте развития событий с виновного будут стребованы все невыплаченные суммы штрафов с учетом процентов за несвоевременный взнос. Что касается доведения земельного участка до первоначального вида, то данные работы выполняются за счет средств собственника ЗУ в принудительном порядке.

Судебная практика

Судебная практика по делам о несоответствующей законам реализации земельного участка обладает достаточно противоречивыми свойствами. Подобное связано в первую очередь с тем, что истцам зачастую сложно обеспечить разбирательство необходимыми доказательствами по факту выявленных нарушений (как пример: участок, предназначенный под ИЖС, используется для получения предпринимательской прибыли).

Для уточнения статуса сложившейся ситуации следует разобрать одно из судебных дел, в котором уполномоченное лицо приравнивает зарастание участка сорной травой к невыполнению условий по виду разрешенного использования земли.

Общество подало исковое заявление в суд для того, чтобы оспорить решение администрации о наложении на него штрафа в размере 40 тысяч рублей. Привлечение к ответственности было произведено по причине наличия на участке, предназначенном под сельскохозяйственные нужды, сорной травы.

Необходимость иска общество объяснило тем, что земля была приобретена в октябре, когда проведение с/х деятельности сильно затруднено. Также в соответствии с Федеральным законом № 101 двухлетний период на освоение земель не истек.

В ходе анализа предоставленных обществом материалов сотрудники судебных органов отказали истцу в возбуждение дела. Такое решение основывается на том, что безынициативность общества отразилась в игнорировании правил по улучшению почв и обеспечению выполнения мероприятий по поддержанию качественного статуса площади.

При этом при оформлении участка под сельскохозяйственные нужды заявитель был осведомлен о необходимости поддерживать землю в соответствующем состоянии. Что касается времени для выполнения такой деятельности, то его было достаточно – в распоряжении общества был период с октября по май.

При рассмотрении дел, касающихся непосредственно понятия «нецелевое использования», можно сказать, что в данной сфере также нет общепринятых норм.

К примеру, один суд определяет целевое пользование как непротиворечивое задачам его приобретения. Иной же в первую очередь определяет допустимость небольших изменений – главное, чтобы направление работ происходило в рамках установленной цели. Как итог: какого-либо существенного основания для привлечения к административной ответственности нет.

Так, фирма смогла опровергнуть административное решение о привлечении к ответственности. Такая возможность стала доступной по причине того, что компания приобрела участок под строительство мотеля, но в итоге было возведено офисное здание с вышкой. Судебные органы вывели, что это является несущественным изменением, поэтому не считается противоречащим общему направлению использования земель поселения.

В случае явного нарушения установленных целей по реализации ресурсов участка суд принимает сторону Росреестра.

Так, предприниматель получил землю под осуществление застройки многоэтажными зданиями с соответствующим градостроительным планом. Но вместо них были возведены объекты недвижимости коммерческой направленности. Незамедлительно последовало наложение административной ответственности и штрафа.

Предприниматель решил обжаловать санкции должностных лиц путем подачи искового заявления в суд с указанием того, что возведенные магазины выполняют роль вспомогательных объектов для обеспечения комплексности при построении жилых зданий. Однако судебные органы при рассмотрении дела пришли к выводу, что данный аргумент не считается достаточно убедительным, поэтому освобождение от ответственности истец не получил.

Итак, использование земельных участков в России не по назначению является противоправным действием, поэтому ответственное лицо будет привлечено к штрафным санкциям. Также стоит понимать, что является недопустимым и неиспользование полученной площади по установленным направлениям (будь то сельскохозяйственное предназначение или требования по улучшению состояния земель).

В случае полного игнорирования законодательства страны владелец земельного участка может вовсе потерять свою недвижимость – имущество будет направлено в пользование государство, которое по своему разумению распорядится им после приобретения. Подобный исход возможен только в единичных ситуациях, когда собственник раз за разом нарушает нормы, несмотря на предписания суда.

Фонд земель в РФ не является единым, земли разбиты на участки, есть деление по категориям. Кроме того, у каждого участка есть вид разрешенного использования (ВРИ) и даже не один. Этот термин определяет более точное, чем категория (которых всего 7), целевое назначение объекта. То есть, в нем указано, какая деятельность может осуществляться на участке, ведь например, нельзя на любом месте построить магазин или создать новое домовладение.

Все ВРИ перечислены в специальном Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2019 года N 540. Классификатор видов разрешенного использования земельного участка в 2018-2019гг. применяется наряду с Земельным кодексом, Градостроительным кодексом и еще рядом нормативных документов, так как сам классификатор представляет собой лишь перечень ВРИ. Читайте обзор документа – полный текст Классификатора можно скачать ниже по ссылке.

Общая характеристика и общие положения

В классификаторе перечислены возможные виды разрешенного использования земельного участка. Классификатор в 2019 и 2019 году менять законодатели пока не намерены, хотя вообще земельное законодательство подвергается существенному реформированию. Вполне возможно, что изменения в следующем году все-таки будут, необходимо следить за новостями.

Классификаторы обычно не принимаются сами непосредственно в качестве отдельного документа, в российской законодательной практике они проходят стадию утверждения. Так и обсуждаемый классификатор утвержден приказом Минэкономразвития от 01.09.2014г. С момента утверждения документа в него уже вносились изменения, были внесены новые виды.

Скачать Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2019 года N 540

Значение

Еще раз, категория земельного участка и вид разрешенного использования – это разные понятия. Категория устанавливает целевое назначение, из существует всего семь и перечень содержится в статье 7 ЗК РФ. Четкого определения вида разрешенного использования в законодательстве нет, но оно и не требуется. ВРИ согласно классификатору гораздо больше, чем категорий и сменить его проще.

Что еще надо знать о виде разрешенного использования?

Он виляет не только на стоимость самого земельного участка, но и на размер земельного налога, арендной платы, если объект находится в государственной собственности органы муниципальной власти устанавливают определенные коэффициенты при помощи которых рассчитывается это значение.

Кроме того, если земельный участок используется не в соответствии с установленным для него ВРИ, это действие содержит признаки административного правонарушения по ст. 8.8. КоАП РФ, которое наказывается штрафом.

Классификатор принят, чтобы структурировать информацию о ВРИ. До этого четких и единых формулировок законодательно установлено не было, что мешало единообразному применению закона. Теперь же ВРИ может быть взят только из классификатора, который также классифицировал включенную в него информацию. Все данные представлены в таблице, в которой есть наименование ВРИ, его описание и код, равнозначный текстовому наименованию.

Например, есть такой ВРИ как садоводство с кодом 1.5, и даже обеспечение деятельности по исполнению наказаний с кодом 8, что подразумевает размещение соответствующих объектов капстроительства, том числе тюрем и поселений. Код 12 соответствует землям общего пользования, в данном случае под этим термином понимаются дороги в границах населенных пунктов. Этот термин ранее использовался и в законодательстве о садоводстве, однако, в новом ФЗ-217 речь уже идет об имуществе общего пользования СНТ, куда могу быть включены и земельные участки. Таким образом, по сути, классификатор – это перечень видов использования.

Порядок перевода земель сельхозназначения в другую категорию в 2018-2019 годах

Как применяется?

Самостоятельно классификатор не применяется, это чисто справочный документ. ВРИ устанавливаются в соответствии с ним, но вот изменение вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году производится по нормам Градостроительного кодекса с учетом норм Земельного кодекса.

Согласно ст. 37 ГрК РФ ВРИ у каждого участка могут быть основные и условно разрешенные. Если ВРИ включен в список основных, для его получения потребуется только заявление и декларация, подаваемые в Росреестр. Также могут быть у участка и вспомогательные ВРИ. Вспомогательный ВРИ устанавливается в дополнение к основным и осуществляется совместно с ними. Его сменить также просто.

Смена вида разрешенного использования усложняется, если речь идет об условно разрешенных ВРИ. В этом случае потребуется организация публичных слушаний, только после их проведения можно получить разрешение на условно разрешенный ВРИ. Если ВРИ нет в списке условно разрешенных, смена невозможна.

Где получить сведения и как узнать основные и условно разрешенные ВРИ?

Соответствующие данные можно получить в местной администрации. В Градостроительном кодексе установлена необходимость зонирования территорий в Российской Федерации, результатом которого становится утверждение органами местного самоуправления ПЗЗ –  правил землепользования и застройки. ПЗЗ включают карту зонирования и градостроительные регламенты. Последние устанавливают правовой режим земель, в том числе ВРИ.

Если на конкретный земельный участок такой регламент на распространяется или для него он просто не установлен, порядок использования такого объекта определяется в соответствии с законодательством, на основании решений исполнительной власти субъекта или органов местного самоуправления (уполномоченных на то органов).

Как оплачивать членские взносы в СНТ с 2019 года?

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Право собственности, на первый взгляд, позволяет использовать принадлежащий объект так, как владелец посчитает нужным, если такая эксплуатация не нарушает прав третьих лиц. Но если говорить о земельном участке, ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд. Несмотря на наличие у собственника права на надел, ограничение в вариантах его использования все же есть, и зависит это от предназначения земли. В некоторых случаях использование участка затрудняется как раз из-за установленного вида. Изменение вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка допускается по закону, но процедура эта небыстрая и требует исполнения определённого порядка действий.

Законодательная база

Перед началом процедуры, нужно определить, на основании каких правовых актов ВРИ устанавливается и на основании каких меняется.

Так, правовое регулирование осуществляется следующими актами:

Также важное значение имеют материалы судебной практики, особенно высших судов, так как вопрос довольно часто решается в судебном порядке. Так, обзор соответствующей практики утверждён Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 г.

Скачать для просмотра и печати: Статья 37 Градостроительного кодекса РФ

Скачать для просмотра и печати: Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ

Скачать для просмотра и печати: Федеральный закон № 172-ФЗ от 21.12.2004 г.

ВРИ, установленные законодательно

Законодателем установлено несколько категорий земель, исходя из чего и определяется вид их разрешенного использования (статья 7 Земельного кодекса РФ). Это земли:

  1. населённых территорий, которые предусматривают развитие муниципального образования в соответствии с устанавливаемыми планами;
  2. сельхозназначения, то есть преимущественно для ведения сельского хозяйства и ведения вспомогательной деятельности;
  3. промышленные, а также используемые для целей энергетики, транспорта, систем связи, обороны, космической отрасли и так далее;
  4. относящиеся к особо охраняемым;
  5. лесного фонда;
  6. водного фонда;
  7. запаса.

Законодатель также устанавливает, что все земли могут быть использованы только так, как это определяет их назначение. Запрещено использовать надел как-то иначе до того момента, как его ВРИ будет откорректирован.

При определении назначения участка используются общие принципы градостроительства, учитывается план развития территории, зонирование.

Например, если планируется расширение городской застройки, то часть окраинных наделов может переводиться из сельскохозяйственного назначения в населённые территории.

Как изменить вид разрешённого использования

Изменить ВРИ земельного надела можно, но для начала нужно получить полную информацию касательно участка, то есть установить, как именно согласно имеющейся документации, его можно использовать.

Получить сведения можно, обратившись в администрацию образования, например, города или села. Заявление о предоставлении сведений рассматривается в течение месяца, а ответ должен содержать:

Полный порядок действий для изменения ВРИ будет следующим:

  1. подать заявление о замене ВРИ. Документ передаётся в оран местного самоуправления, связанный с градостроительством. Если заявителю неизвестно, куда именно документ должен быть передан, можно направить его просто на имя администрации, которая перенаправит его в нужный отдел. К заявлению нужно будет приложить ряд документов;
  2. проанализировать документацию и законодательные нормы, установить возможность смены вида использования;
  3. составить декларацию и направить её в администрацию;
  4. реализовать публичные слушания относительно поставленного вопроса;
  5. направить протокол в администрацию.

После этого администрацией будет принято решение о замене ВРИ или вынесен мотивированный отказ.

Заявление об изменении ВРИ участка

Заявление заполняется по установленному образцу. Бланк можно скачать по ссылке ниже или получить в администрации муниципального образования. Текст должен отражать полные реквизиты надела, а также обязательно должна быть выражена просьба о внесении корректировок.

Обязательно нужно будет указать:

К заявлению обязательно нужно приложить документы:

Скачать заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка (образец/бланк)

Проведение кадастровых работ является обязательным при осуществлении процедуры замены ВРИ. Важно, чтобы границы надела были определены.

Декларация об изменении ВРИ земельного участка

Декларация — это особый тип документа, который указывает на право собственника изменить назначение земельного надела.

Точного бланка декларации не существует, однако важно указать в документе все необходимые сведения.

Так, в обязательном порядке декларация должна содержать:

По сути, декларация продолжает поданное ранее заявление. А в некоторых моментах декларация повторяет первоначальное заявление. По сути, заявление начинает процедуру, а декларация её продолжает.

Скачать декларацию об изменении вида разрешенного использования земельного участка (образец)

Публичные слушания по изменению вида разрешенного использования

На публичных слушаниях должны присутствовать не только собственник и администрация, но и все лица, интересы которых могут быть затронуты при изменении назначения надела. Например, это могут быть соседи и арендаторы.

По результатам слушаний составляется протокол. В дальнейшем протокол используется для обращения в администрацию и фактического изменения ВРИ.

Постановление об изменении ВРИ

Решение об изменении назначения выносится на основании протокола слушаний. Если решение положительное, владельцу нужно будет обратиться в Росреестр и произвести перерегистрацию изменений. Если решение отрицательное, то владелец может либо смириться с ним, либо обратиться в суд за обжалованием.

Стоимость изменения вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году

За сам факт изменения ВРИ плата не взимается. Расходы в сумме 350 рублей возникают при регистрации изменений в Росреестре.

Также некоторую сумму придётся заплатить за выполнение кадастровых работ. В среднем, процедура обойдётся примерно в 10 000 рублей.

Когда не нужно получать разрешение от властей

Возможность провести смену назначения надела без получения разрешения от властей имеется тогда, когда Правила землепользования и застройки предусматривают такой вариант.

Не нужно будет производить никакие действия, кроме регистрации изменений, но заинтересованные лица всё же могут оспорить такое решение, если это нарушает имеющиеся у них права.

Изменение ВРИ по требованию арендатора публичной земли или иного лица

Инициировать замену вида разрешённого использования может только собственник участка. Лицо, являющееся арендатором, даже если арендует публичную землю, полученную на торгах, не вправе заявлять подобное требование. Предполагается, что при проведении торгов будущий арендатор должен предусматривать, что последующая эксплуатация будет возможна только в определённом направлении.

Об этом говорится и в обзоре судебной практики, Верховный суд считает, что такой порядок изменения ВРИ будет направлен на обход процедуры торгов, что не допускается.

Применение вспомогательного ВРИ вместо основного

Вспомогательный вид использования оправдывает своё наименование. Он используется только тогда, когда основной уже был применён. Например, в качестве основного указывается возведение жилых построек, а вспомогательный предполагает создание дополнительных построек, используемых в том числе для коммерческой деятельности.

Расположить на участке, например, стоянку для автомобилей можно было бы, только если одновременно на ней располагался жилой дом, а под стоянку отводилась бы часть территории. Занять участок только стоянкой нельзя.

Вид разрешённого использования земельного участка определяет, как именно земельный надел может использоваться. Такое целевое назначение должно соответствовать градостроительному плану и действующему законодательству. При этом предполагается, что смена ВРИ допускается при соблюдении строго установленной процедуры. В некоторых случаях собственник может самостоятельно осуществить смену, в других требуется получение решения от администрации. В итоге всё зависит от наличия правил землепользования и застройки.

Прочтите также: Что такое обременение земельного участка?

Постановление Правительства Москвы от 10 сентября 2019 г

2. Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Департаментом городского имущества города Москвы с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле:

определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства

Как поменять вид разрешенного использования земельного участка

Далее нужно провести общественные слушания и получить одобрение. Изменение вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году проводится с учетом публичных интересов. С организацией мероприятия муниципалитет поможет, но вот затраты придется взять на себя. Это правило установлено статьей 38 ГрК РФ.

Если ориентироваться на классификатор, то на одних территориях можно вести сельское хозяйство, на других — строить дома, на третьих — размещать коммерческую недвижимость. Изменение целевого назначения земельного участка — процедура сложная и не всегда приносящая положительный результат.

Нарушение вида разрешенного использования земельного участка (ВРИ) — в 2019 году

В положениях статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земельного участка устанавливается на основании принадлежности к той или иной группе и статуса к эксплуатации. В приказе Минэкономразвития РФ № 540 в точности определяются наименования категорий разрешенного использования и варианты, в соответствии с которыми является возможным использование земли.

Как сменить вид разрешенного использования участка земли

Порядок изменения вида использования земельного участка

  1. До 1% от кадастровой оценки участка (не менее 10 тыс. руб.) за нецелевое его использование.
  2. До 0,5% от кадастровой оценки земли (но не менее 3 тыс. руб.) за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения.
  3. До 1,5% от кадастровой оценки земли (но не менее 20 тыс. руб.) за отсутствие строительства на земле, выделенной под ИЖС.

Собственнику следует иметь в виду, что по итогам изменения ВРИ, может существенно измениться кадастровая стоимость участка, а в соответствии с этим изменится в большую сторону и размер земельного налога. Оспорить завышенную, по мнению правообладателя, кадастровую стоимость можно в Росреестре и в суде, согласно Ф №135 от 29.07.1998 г.

Виды разрешенного использования земельного участка — классификатор в 2019 году

Все ВРИ перечислены в специальном Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2019 года N 540. Классификатор видов разрешенного использования земельного участка в 2018-2019гг. применяется наряду с Земельным кодексом, Градостроительным кодексом и еще рядом нормативных документов, так как сам классификатор представляет собой лишь перечень ВРИ. Читайте обзор документа – полный текст Классификатора можно скачать ниже по ссылке.

Смена вида разрешенного использования усложняется, если речь идет об условно разрешенных ВРИ. В этом случае потребуется организация публичных слушаний, только после их проведения можно получить разрешение на условно разрешенный ВРИ. Если ВРИ нет в списке условно разрешенных, смена невозможна.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Инициировать замену вида разрешённого использования может только собственник участка. Лицо, являющееся арендатором, даже если арендует публичную землю, полученную на торгах, не вправе заявлять подобное требование. Предполагается, что при проведении торгов будущий арендатор должен предусматривать, что последующая эксплуатация будет возможна только в определённом направлении.

Как изменить разрешенное использование земельного участка в 2019 году

Собственнику следует иметь в виду, что по итогам изменения ВРИ, может существенно измениться кадастровая стоимость участка, а в соответствии с этим изменится в большую сторону и размер земельного налога. Оспорить завышенную, по мнению правообладателя, кадастровую стоимость можно в Росреестре и в суде, согласно Ф №135 от 29.07.1998 г.

Заявление на изменение вида разрешенного использования земельного участка можно подать через региональный портал оказания государственных и муниципальных услуг Московской области (РПГУ) или офис МФЦ. Для получения услуги в личном кабинете портала РПГУ необходимо выбрать услугу «Государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества», а затем — «Учет изменений вида разрешенного использования земельного участка».

Порядок изменения вида разрешенного использования земли

Каждый земельный участок имеет свое назначение, и использовать его можно строго по этому назначению. Между тем довольно часто приходится проводить изменение вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка. Чаще всего это происходит, если собственник хочет начать строительство на землях, для этого не предназначенных. Такую возможность рассматривают чиновники на местном уровне, процедура эта хотя и не сложная, но требует наличия свободного времени.

Нарушая правила использования земли, находящейся в собственности, многие не понимают, что совершают действия, идущие вразрез существующему законодательству. Согласно положениям закона использовать землю можно только в строгом соответствии с ее назначением. Между тем Гражданским кодексом предусмотрена процедура и порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка (ст. 39 ГК РФ). Для чего это надо, и кто готов пройти через процедуру изменения?

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Владельцы земельных наделов нередко испытывают потребность в изменении возможностей их использования. Устанавливается вид разрешенного использования муниципалитетом при формировании надела и указывается в документации при его переходе в аренду или собственность лицам физическим и юридическим. Чтобы расширить возможности участка, потребуется изменить вид разрешения. Все изменения должны вноситься с соблюдением норм законодательства.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка: новеллы 2019 года и судебная практика

Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок, на основании осуществления определенных процедур зонирования территорий.

В рамках обсуждения темы изменения вида разрешенного использования земельного участка необходимо обратить внимание, что в случае, если собственник выразил желание изменить вид использования на не предусмотренный градостроительным регламентом, то в этом случае изменение осуществляется в порядке, установленном статьями 31, 32, 33 ГрК РФ, путем принятия нормативного акта о внесении изменений в ПЗЗ.

Перевод вида разрешенного использования земельного участка 2019

С 2019 года МинЭкономРазвитя выпустило классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который поможет вам в работе. Но имейте ввиду, что не удастся изменить целевое назначение земельного участка, имеющего статус ООПТ или ГосЗемЗапаса. Скачать последнюю версию классификатора ВРИ можно здесь.

  1. ПЗЗ (то есть правила по застройкам и землепользованию). Данные правила принимаются и рассматриваются в муниципалитете;
  2. Регламент градостроительства;
  3. Зонирование градостроительства;
  4. ВРИ для участков земли;
  5. Классификация ВРИ для участков земельного недвижимого имущества.

Все земли разбиты на наделы, и помимо делений по категориям, сгруппированы по различным признакам. У каждого земельного участка (ЗУ) есть свое целевое назначение и ему присвоен уникальный код, в соответствии с общими показателями или различиями. Именно эти сведения и определяют, какую деятельность можно вести на той или иной территории, в соответствии с предписаниями закона. Классификатор вида разрешенного использования земель (ВРИ) также влияет:

Важно! Термин, применяется в законодательных актах Градостроительного кодекса РФ.

У каждого ЗУ могут быть три разрешения:

ВРИ гораздо больше, чем категорий, и сменить его проще. Но необходимо учитывать, что земли, отнесенные к условно-разрешенным, можно использовать только при предварительном получении у местных властей соответствующего разрешения.

К сведению! Если ВРИ включен в список основных видов, для его получения достаточно только подать заявление и декларацию в Росреестр. Услуга бесплатная, предоставляется в течение десяти дней.

Структурирование информации

Список, включая обобщения, содержит порядка ста наименований, которые в свою очередь входят в двенадцать групп ЗУ (для размещения на них следующих объектов с целью):

Административная ответственность

Параметры определены в качестве предельно фиксированных рамках, ограничивающих собственников и иных титульных владельцев. То есть, когда надел используется не по целевому назначению, с нарушением вида требований по классификатору, согласно Гражданскому Кодексу РФ, государство имеет право:

Внимание! Законодательство в последнее время подвергается периодически реформированию и если будут в список внесены изменения, а такие в планах есть, информацию можно получить в офисах МФЦ.

Изменения и право

До 2019 года правом на установление видов наделялись местные органы самоуправления. Сведения не были включены в Государственный реестр и находились в ведении административно-территориальных органов.  Нормы также не были четко упорядочены, что сказывалось в расхождении с кадастровой оценкой.

Вновь созданный в 2019 классификатор видов разрешенного использования земельных участков, способствует систематизации, помогает отрегулировать сложившееся положение и дает более подробное описание. При различиях, выявленных из-за разночтений, приоритет получает новый.